Билеты от Кати
E-mail: katestroeva@gmail.com Оферта Политика конфиденциальности |
|
Присоединяйтесь: |
14 апреля 2022 (четверг)
19:00
Адрес: Ул. Станиславского 21/7 (м. Таганская) Сайт: http://www.sti.ru Льготная цена 1 билета: 240 рублей Цена билета на аналогичное место в кассе: 1200 рублей Скидка 80% на любое оставшееся место в зале Длительность: 2 часа 20 минут Билеты закончились |
Сергей Женовач о спектакле «Брат Иван Федорович»: «В основе этого спектакля – 11-ая книга романа «Братья Карамазовы», одного из определяющих произведений всей русской литературы. Ясно, что сам роман «неподъемен» не только по объему, но и по концентрации идей, мыслей, обилию характеров, столкновений, неразрешенных проклятых вопросов. Поэтому наиболее верный, как мне кажется, путь к постижению этой «вечной» книги — сфокусировать внимание либо на каком-то одном персонаже, либо на какой-то сюжетной линии.
Герои этого романа – молодые люди в процессе осмысления того, как жить, во что верить и как распорядиться своей жизнью. Часто и в кинематографе, и в театре эти роли играют уже зрелые актеры, и от этого возникает перекос. Получаются рефлексирующие герои, но в романе-то они другие – ищущие истины на пороге жизни".
Братья Карамазовы - больше чем роман. Достоевский больше чем писатель, не в лучшем смысле, автор псевдообраза русских, папа и дедушка «достоевцев» - истеричных и ранимых фактурных лиц. Почти три часа почти без действия выражают много больше чем движение огромных декораций и сотен актёров. Звенящая пустота, полумрак, негромкая выразительность дыры империи и динамичный сюжет книги. В прямом смысле «живой» Достоевский, образы что и сразу не заметишь вокруг себя, но они есть, они ходят, едят, спят, изливают душу, принимают какие-то подобия каких-то якобы экзистенциальных решений, они не все, но вокруг где-то и около нас есть. Как верно выразился Роман по моему мнению спектакль, в котором воздух трещит от электричества.
Достоевский вложил всякого в нашу историю. Разного. Настрадался на всю жизнь вперёд за кружок. Страшная история.
Писал монуметально, много, местами бессмысленно грузно. Некоторые его ставят в один пантеон с Великими Немецкими Философами, нельзя не заметить, многое связывает их. В его романах детали, детали, истерики, снова детали, объятья как в последний раз, истязания себя и друг друга. Себя в первую очередь. Его герои всегда как бы на взводе, только тронь, на тебе и изливать начинают душу, даже без повода. Вообще обычно без повода. Эдакие шизоиды-snowflakes. Думаю им даже антидепрессанты нашего времени не помогли бы. Такой структуры люди. Фактурны, да так фактурны, что на Западе мол де и приняли его героев за настоящих русских. Большая ошибка, хотя клише красивое.
Карамазовы не исключение, роман большой, весь мало кто осилит, да ещё и на сцене. Один пытался, получилось невнятно и рыхло. В СТИ для постановки выбрана только одна часть. Оно и верно: уследить за всеми 6-7 часов не потеряв интерес невозможно. В мрак этого nowhere входят разные лица, плачут, демонстративно показывают свои якобы просветления, опять рыдают, обещают убить и съесть, а после снова накормить всех бедных. Не будь это тут - смотреть было бы неприятно, но в СТИ каждый этот предельный невротик становится похож на человека, каждый герой наполняется воздухом, кадр дышит, текст, который бы не стал так массовый зритель вычитывать становится тем, что интересно слушать! И вместе с тем не теряется сюжет. Сюжет, конечно, можно и заранее узнать, но в этой постановке он настоящий детектив, эдакий "Твин Пикс" 19-го века. С каждой минутой действие постепенно ускоряется, вроде бы ничего не меняется, но к концу второго акта понимаешь, что не оторваться. Не понимая, как таких собрал Достоевский в одном месте, выходишь поражённый, немного падая, но в восторге.
В начале первого акта грузный мужчина, сидящий слева от меня, спросил, отчего я взяла с собой блокнот, собираюсь ли записывать что-то по спектаклю, после чего рассказал, что он как раз потом будет писать что-то, так как является журналистом... После антракта он отметил, что бездействующие на сцене актёры -- одна из важный черт спектаклей Женовача.
Что же на самом деле скрывается за нероями спектакля, сидящими спинами к зрителю? У меня нет ответа, но мне нравится, что возникает этот вопрос. Мне кажется, что весь этот спектакль интереснее воспринимать разнородными вопросами, всплывающими и осязаемыми в каком-то неведомом измерении.
Темнота добавляет красок в палитру воображения, и в торжественной скорбности спектакля меркнет реальность, давая простор фантазии. Зрителя затягивает в пространство сцены, вот уже нет уверенности в том, что здесь вовсе есть зрительный зал или сцена.. Откуда, скажите на милость, им тут взяться? Дело совершенно в другом. Вопрос стоит иначе!
А как?..
Спектакль " Брат Иван Федорович" размерен, нетороплив, точен до мелочей, до поворота головы, до полутона в интонации каждого героя. Это спектакль из которого убрали посторонние звуки, как будто ты идешь по улице, и вдруг выключили звук. Исключили бытовые диалоги и декорации. Ощущение, что ты находишся в картиной галереи и в тишине рассматриваешь портреты Верещагина. Каждый герой: Алеша, Грушенька, Смердяков, Митя, Лиза , Иван- отдельный виртуозно написанный портрет. Мне не хватило сцены суда, спектакль оборвался вдруг, внезапно.
Часто сужу о театральной постановке, сравнивая удовольствие, которое получаешь от чтения произведения и от спектакля, если это не пьеса. В этом случае я получила гораздо больше эмоций, читая роман, нежели смотря на сцену. Конечно, это моё личное мнение и видение. Я заметила, что спектакли, которые идут уже годы, очень сильно теряют в эмоциях, это всё не свежо, не ново. Может это я преувеличиваю, потому что это не всех спектаклей касается, но я бы хотела посмотреть премьеру Брата Ивана Федоровича гораздо больше, чем нынешний вариант. Как жаль, что это невозможно.