Календарь Площадки Полный перечень мероприятий Зарегистрироваться
/Войти
26 апреля 2022 (вторник)
19:00
"Барокко навсегда! Вивальди и шедевры оперы"
Соборная палата (Лихов пер., 6)
Адрес: Главное здание ПСТГУ, Соборная палата (Лихов пер., 6)
Сайт: https://bassmann.ru

Льготная цена 1 билета: 800 рублей
Цена билета на аналогичное место в кассе: 2000 рублей
Спеццена 800 рублей на места 1600-2400 рублей (выкуп онлайн)

Длительность: 2 часа

Билеты закончились

А. ВИВАЛЬДИ: 
«Времена года» – четыре концерта для скрипки, струнных и basso continuo

Исторический цикл скрипичных концертов Антонио Вивальди, повествующих о четырёх временах года, видится сегодня невинным музыкальным произведением, поражающим красотой и живописной буквальностью. Однако в 1725 году, когда «Весна, лето, осень и зима» были опубликованы, они рассматривались как шальная современная музыка, легкомысленный курьёз и безвкусная диковинка, а их создатель обвинялся в диссидентстве за то, что он отошёл в своём творчестве от привычных религиозных и мифологических аллегорий, предавшись описательному изображению силы природы и сложных физических и эмоциональных отношений человечества с неподвластными ему стихиями.

Г.Ф. ГЕНДЕЛЬ: 
Эпизоды из оперы «Юлий Цезарь в Египте»: Ария Юлия Цезаря «Presti omai l’Egizia terra», Ария Клеопатры «Piangero la sorte mia», Дуэт Цезаря и Клеопатры «Caro bella piu amabile belta»

В феврале 1724 года премьера оперы «Юлий Цезарь» Генделя стала сенсацией: на седьмом представлении лондонский зал был так же полон, как и на первом. В основу сюжета положены обстоятельства визита Юлия Цезаря в Египет в 48-47 до н. э. Полководец, сопровождаемый трибуном Курием, пересекает Нил и входит в Египет – вступительная ария главного героя «Presti omai l’Egizia terra» представляет публике энергичного, знающего себе цену, воинственного и дерзкого персонажа. В третьем акте войско Птолемея одерживает победу над ратью Клеопатры и пленит царицу, лишившуюся покровительства Цезаря, считающегося погибшим – в арии Piangero la sorte mia» она горько оплакивает свою судьбу, грозя тирану отмщением за постигшую её участь. Опера завершается сценой в порту Александрии: Цезарь коронует Клеопатру как царицу Египта, и они поют патетико-любовный дуэт «Caro bella piu amabile belta».

К. МОНТЕВЕРДИ: 
Эпизоды из оперы «Коронация Поппеи»: Колыбельная Арнальты «Adagati Poppea… Oblivion Soave» и Дуэт Поппеи и Нерона «Pur ti miro»

Одна из первых опер на исторический, а не мифологический сюжет, «Коронация Поппеи» (премьера состоялась в 1642-43 гг.) продолжает радовать зрителей необычной развязкой (нравственность наказана, а безнравственность царит) и отчётливым выражением искренних человеческих чувств. Колыбельная «Adagati Poppea… Oblivion Soave» Арнальты, кормилицы главной героини, исполнена материнской любви: она сладка, медитативна и успокоительна. Заключительный дуэт «Pur ti miro» является самым сильным номером оперы, его нежная и чувственная красота делает его идеальным завершением обширного музыкального полотна.

Г. ПЁРСЕЛЛ: 
Эпизод из семи-оперы «Король Артур, или Британский герой»: Ария Гения Холода «Cold Song»

Странноватая и страшноватая ария умершего и окаменевшего Гения Холода, возвращённого к жизни деятельным Купидоном. Дух находит процесс оттаивания мучительным, не желает столкнуться с лютым холодом человеческого бытия и предпочитает снова замёрзнуть до смерти.

Р. БРОСКИ: 
Эпизод из оперы «Артаксеркс»: Ария Арбаче «Son qual nave ch’agitata»

Бравурная барочная ария «Son qual nave ch’agitata» по праву считается запредельно трудной для исполнения. Немыслимые колоратуры на три десятка нот, убийственные пассажи и скачки через октавы… Это подлинная вокальная эквилибристика, придуманная композитором Риккардо Броски в 1734 году для своего брата, известного оперного певца-кастрата Карло Броски, выступавшего под псевдонимом Фаринелли.

Г.Ф. ТЕЛЕМАН: 
Кончерто гроссо для двух скрипок, струнных и basso continuo соль мажор

Мажорное, как подавляющее большинство сочинений Телемана, кончерто гроссо написано в лучезарных, радостных тонах. В музыке Телемана, звучащей свежо и молодо, нет даже намёка на спешку, в каждой ноте он остаётся очаровательным и удивительно щедрым. Выплетая эффектную ткань своих произведений, композитор останавливается, чтобы поболтать с другом, полюбоваться красивым пейзажем, деревом или цветком, послушать птицу или скрипачей в таверне, и от чистого сердца приглашает слушателей составить ему компанию.

Исполнители:

 

Михаил ШИРОЧЕНКО (контратенор)

Оперный певец (контратенор), актёр. Финалист проекта телеканала «Культура» – «Большая опера». Получил начальное образование по классу скрипки и аккордеона, продолжил обучение по классу академического вокала. На 4м курсе Российского института театральных искусств «ГИТИС» присоединился к молодежной оперной программе Большого театра России. Летом 2021 получил Гран-при 28го международного конкурса «WORLD MUSIC COMPETITION» в Испании и специальную премию Международного музыкального конкурса «OPERA BELLA» в Москве.

Лилия ГАЙСИНА (сопрано)

Известная барочная певица, солистка труппы Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 2014 окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского. Выступала на значимых фестивалях старинной музыки в Германии, Австрии, Италии, Турции, Латвии, Дании и Сербии. Среди артистов и коллективов, ставших компаньонами Лилия в барочном репертуаре, Московский камерный оркестро Musica Viva, оркестр Pratum Integrum, ансамбль барочной музыки Ensemble 1700, Государственный академический камерный оркестр России, и другие знаменитые исполнители.

Марина КАТАРЖНОВА (скрипка)

Скрипачка, альтистка, исполнительница на барочной скрипке, доцент МГК им. Чайковского (факультет исторического исполнительского искусства) признана профессиональным музыкальным сообществом как тонкий знаток старинной музыки. Осуществляет художественное руководство оркестром «Rosarium», входит в актив правления ансамбля «Персимфанс» и служит его концертмейстером с момента основания, с 2020 – солистка «Студии Новой Музыки». Марина Катаржнова сделала сольные записи на многих лейблах; принимала участие в записях и создании музыки к картинам таких режиссеров, как Тодоровский, Прошкин, Джорджадзе, Хамраев.

Оркестр старинной музыки
 PRATUM INTEGRUM

Играет музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название коллектива в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар XVII–XIX вв., в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Основан в Москве в 2003 году, пользуется репутацией необычного, яркого и высокопрофессионального ансамбля, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Присоединяется к самым эффектным музыкальным проектам концертного исполнения опер, балетов, кантат и ораторий в лучших залах обеих столиц.


Отзывы (0):