Календарь Площадки Полный перечень мероприятий Зарегистрироваться
/Войти
19 октября 2022 (среда)
19:00
"Le Royal. Яков Кацнельсон"
Соборная палата (Лихов пер., 6)
Адрес: Главное здание ПСТГУ, Соборная палата (Лихов пер., 6)
Сайт: https://bassmann.ru

Льготная цена 1 билета: 500 рублей
Цена билета на аналогичное место в кассе: 2000 рублей
Любое место в зале по 800 рублей (выкуп онлайн)

Длительность: 2 часа

Билеты закончились

Л.В. БЕТХОВЕН: 
Анданте (Andante Favori) для фортепиано фа мажор, WOO 57

Замышлялось в качестве медленной части для знаменитой 21-й сонаты ор. 53 (известной как «Аврора» или «Вальдштейн»). Пьеса, однако, зажила своей жизнью – по словам ученика и биографа Бетховена Фердинанда Риса, один из знакомых композитора рискнул отметить, что с этим Andante соната выходит чересчур длинной, за что получил испепеляющую отповедь. Вспыльчивость Бетховена была легендарной (как и его отходчивость). После взвешенного размышления он решил всё же заменить медленную часть op. 53 более краткой и издать старое Andante как отдельную пьесу – она вышла в печати в 1805 году. Годом позже появилось прозвище favori – т.е. «любимое».

Л.В. БЕТХОВЕН: 
Фантазия для фортепиано соль минор, соч. 77

Позволяет подумать о том, каким превосходным пианистом был её создатель. Слава Бетховена-солиста известна нам хуже, чем легендарная листовская, т.к. она дальше от нас во времени, а также, увы, скоропостижно померкла – развивавшаяся глухота поставила крест на его концертной карьере. В своё время, однако, она была сенсационна: своей атлетической игрой и пронзительными импровизациями Бетховен повергал в трепет и рыдания посетителей венских гостиных, привыкших к тонкому салонному пианизму. Прообразом Фантазии, возможно, была сольная пьеса, сыгранная им на скандальном концерте-бенефисе 1808 г. (где также звучали 5-я и 6-я симфонии и 4-й фортепианный концерт). Смятенная, полная царственного беспорядка стихий, она доносит до нас эхо «бури и натиска» его игры.

Л.В. БЕТХОВЕН: 
Рондо для фортепиано соль мажор, соч. 51 № 2

Эта композиция, опубликованная в 1802 году, представляет собой концертную пьесу, совершенно непохожую на знаменитое первое Рондо из того же сочинения Бетховена (соч. 51 № 1). Второе Рондо значительно длиннее и имеет ощутимо иной эмоциональный склад. Здесь преобладают лирические черты без каких-либо драматических всплесков, столь знаковых для почерка Бетховена. По этой причине это сравнительно сдержанное произведение не пользовалось такой же популярностью, как Рондо № 1, и ожидает переосмысления.

Л.В. БЕТХОВЕН: 
Соната для фортепиано № 8 до минор «Патетическая»

Одна из самых прославленных сонат Бетховена. Её пассионарность, турбулентность, огромная взрывная сила сбивают с ног и сегодня – что уж говорить об изящном мире венского классицизма, где она прозвучала в 1799 году. Однако среди вспышек, рокота и шквалов ветра всё равно вырисовывается её чеканная, незыблемая классическая архитектура. В тревожной риторике «Патетической» последнее слово остаётся за волевым, созидательным, рациональным началом.

Ф. ЛИСТ: 
Соната для фортепиано си минор

Делает страшный вывод о человеке и бытии. В этой музыке Листа, несомненно, приоткрывается тёмная сторона мира: абсолютное всепроникающее зло, на борьбу с которым здесь брошены, кажется, сверхчеловеческие ресурсы. Схватка оказывается столь разрушительной, что в ней переплавляется сама форма сонаты – работа Листа представляет собой одночастное получасовое целое с невероятно сложной архитектоникой, близкой скорее литературе, чем музыке. Исход её – в отличие от бетховенской «Патетической» сонаты, созданной полувеком ранее, таинственен, двусмыслен и пугающ.

СОЛИСТ — ЯКОВ КАЦНЕЛЬСОН

Исключительно одарённый пианист, тонкий музыкант, проникновенный интерпретатор фортепианной музыки всех жанров, Яков Кацнельсон имеет высочайшую репутацию в амплуа солиста, участника камерных ансамблей и аккомпаниатора. Маэстро является лауреатом международных конкурсов в Трапани (Италия), Тбилиси, имени Святослава Рихтера в Москве, дипломант Х Международного конкурса И. С. Баха в Лейпциге, конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе и Международного конкурса имени Клары Хаскил в Веве, доцентом Московской консерватории, где он получил высшее образование и окончил аспирантуру (класс Народной артистки СССР Элисо Вирсаладзе). Выступления в России (залы Московской консерватории, зал имени П. И. Чайковского, зал «Зарядье», Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, фестивали «Возвращение» и «Декабрьские вечера») пианист сочетает с зарубежными концертами (на фестивалях О. Кагана в Кройте, в Монтрё, Сараеве, Утрехте (Фестиваль Жанин Янсен), Капошваре (Венгрия), Тирадентисе (Бразилия), Эрле (Тирольский фестиваль) и в крупнейших залах – Гевандхаузе (Лейпциг), Тонхалле (Цюрих), Академии Листа (Будапешт), Зале Стравинского (Монтрё). Не раз играл Яков Кацнельсон с ведущими оркестрами России и Европы под управлением Геннадия Рождественского, Эри Класа, Владимира Понькина и других выдающихся дирижёров. С 1998 года Маэстро ведёт класс концертмейстерского мастерства в Колледже имени Гнесиных, с 2009 – класс специального фортепиано в Московской консерватории; в 2001 он стал ассистентом профессора Э. Вирсаладзе в МГК им. П.И. Чайковского. Время от времени в свет выходят сольные и камерные альбомы пианиста, а его компакт-диск с произведениями И. С. Баха, записанный в 2009 году на фирме Steingraeber в Байройте и изданный фирмой Quarz, получил высокую оценку уважаемых критиков.


Отзывы (0):