Календарь Площадки Полный перечень мероприятий Зарегистрироваться
/Войти
21 мая 2023 (воскресенье)
19:00
"Чающие движения воды"
Мастерская Петра Фоменко (Новая сцена)
Адрес: Набережная Тараса Шевченко, 29 (м. Кутузовская)
Сайт: http://fomenko.theatre.ru

Льготная цена 1 билета: бесплатно
Цена билета на аналогичное место в кассе: 2500 рублей
Свободные места

Длительность: 3 часа 40 мин

Билеты закончились

«Лесков и в самом деле очень верил в очеловечивающую силу христианства: действенная любовь, жертвенное служение ближнему, чистота души, внутренняя цельность – для него всё это было не безвкусной жвачкой из очередной воскресной проповеди, а предметом веры. Он искал тех, кто обладает этими сокровищами. Людей до такой степени кротких, героических, добрых, смелых, кажется, не существовало на белом свете – тогда он их придумывал.» (Майя Кучерская. Из авторского предисловия к книге «Прозёванный гений»).

«Чающие движения воды» – спектакль-хроника, повествующий о двух священниках, одном дьяконе и суетах провинциального Старгорода; о людях добрых и праведных, но бессильных перед доносами, клеветой и чиновничьим идиотизмом; о несоответствии церковной действительности церковным идеалам; о злодеях, вопреки сказочным канонам побеждающих богатырей; и неотвратимом ходе времени, стирающем с карты русского быта патриархальный мир. 

Название спектакля отсылает к первой версии романа. Именно под таким заголовком была опубликована первая книга будущих «Соборян» в журнале «Отечественные записки». Оттуда же и жанровое определение – хроника – столь важное для автора.


Отзывы (4):

Роман 26 мая 2022

Премьера этого сезона, Чающие движения воды, определенно удалась. Обязательно стоит сходить.  Давайте разбираться, почему.

1). Страшно ли ходить на классику?

Друзья-филологи очень сетовали на сложность литературного оригинала спектакля - "Соборян" Лескова. 

Напротив, Каменькович с присущей ему дотошностью и филигранностью переводит хлесткую иронию Лескова в минималистичную форму.

2). Классика -вдруг неактуальна?

Наоборот, спектакль поднимает самые злободневные темы, причем без чрезмерного и специального морализаторства, и вот мы вместо тяжеловесного романа наблюдаем жизнеописание целого городка на протяжении одного поколения. Простые ежедневные беседы, горести и радости.

3). Каст. Актеры.

К этому нет никаких претензий, каждый на своем месте, невозможно представить, что его может кто-то заменить. Возможно, вкусовщина, но мне больше глянулся Ташбулатов в роли Ермошки, чем Аляутдинов.

Восхитительны и самобытны герои. Безмерно хороши, отдельно надо сказать, женские персонажи, как бы мало им по ходу действия ни уделялось времени, каждый актер крадет свою сцену, спектакль идет без провисания, сцена за сценой раскрывают нам все больший ужас происходящего.

Отдельная удача - Иван Верховых, Николай Орловский и Владимир Свирский. Это трио, сыгравшее духовных деятелей, через призму которых мы и следим за городскими жителями, дают оптимальный баланс мудрости(Верховых), кротости(Орловский) и радения(Свирский). Благодаря отличной сыгранности между актерами, к концу спектакля не возникает ощущения безнадёжности этого мира, как обычно может быть после спектаклей Бутусова, Богомолова или Молочникова, напротив - проникаешься кротостью и безропотностью, с которой наше трио подходит к концу жизни. Но нет, не подумайте, они не ропщут - но и не могут смириться с происходящим.

Ярка роль Ольги Бодровой - ее персонаж акцизницы Бизюкиной свеж, умен, идет контрастом к сытому довольному дворянству городка. 

Вишенкой на торте злодей и проходимец Термосессов (Мичков)

Абрамов в роли Князя Борноволокова - олицетворение протекций, блата и сытости дворянства.

И, наверное, самое большое приятное изумление во мне вызвала работа Александры Кессельман, - Натальи, жены Савелия Туберозова (Верховых), - как молодая актриса без грима меняла ощущение энергии, исходящее от своего персонажа - то молоденькая девушка, то старушка - у-ди-ви-тель-но. 

Крылов, некий слабый резонер, несет важную роль персонажа, раскрывающего один из основных замыслов Лескова - изменения неизбежны, но они должны быть не только изменениями ради изменений, но и по делу, и не только ради личной выгоды. 

Также обратил внимание на то, как мощно выступил Моровов, в роли цензора, свежая кровь, а по силе ролей не уступает метрам, не даром номинирован на золотую маску в этом году за "Мольера". 

4). Не долго ли - 3 часа?

Удивительно, но настолько погружаешься в эту суетную атмосферу, которая гораздо более размеренная по сравнению с 21 веком, что время пролетает практически незаметно. Плюс, музыкальные и танцевальные номера отлично разгружают голову и приятны глазу, очень гармонично вплетены в повествование.

5). Осталось ли в этом что-то от Фоменок?

Определенно, визитная карточка театра - уважение к зрителю и легкость подачи. В данном случае, я соглашусь с предыдущими комментариями, спектакль для тех, кому интересно пораскинуть мозгами, подумать над смыслами.

Но при этом в нем есть и много того, что понравится и неискушенному зрителю, большая доля зрелищности, ненавязчивая подача, размеренное повествование с учетом того, чтобы не утомить зрителя, но оставить приятное послевкусие и веру в человечество после просмотра спектакля.

"Чающие движения воды" - это, с одной стороны, легко поданное (как и Живаго, по сравнению с лит. основой), действие с многими подтекстами, намеками (которые стоит поразгадывать хотя бы для себя), но с довольно плотным темпом текста и большим количеством персонажей (все они важны, и у каждого из героев свой оттенок в этом калейдоскопе деревенской жизни) - с другой , потому и интересно приходить снова и наслаждаться этой постановкой.

Святое искусство.

  

Александр 03 марта 2022

Лесков как орудие индоктринации принципа «человек из низов - талант, верхи бездарны» страшная вещь. Читать его в том контексте, что нам даётся в 8-10 классах в постсоветском учебнике тяжело. Блоха - орудие пролетариата/крестьянства. Мифологемы о них. 

 


Мое убеждение состоит в том, что это его малая доля. Произведения Лескова таковы, что наш взгляд сейчас туда позволяет генерировать смыслы, видеть динамику 19 века. Чтобы я о нём не посмотрел будет все равно отсылать в «Захудалому Роду. Всё меняется, всё течёт. «Чающие движения воды» - рябь в реке времени. Рябь рябью, но то, что изменения важны и важно их не профукать и не впихнуть тогда, когда не надо - факт. 

 


«Соборяне» - хроника нескольких эпох. Это взгляд церковного служителя, который слушать легко, события что наблюдает и он сам м его сослуживцы всех сословий в провинции. Несколько историй разного масштаба, все с нехорошим концом. От сановника до святого, почти житие. От жены дворянина до женщины больших прав. Сюжеты разные, вместе звучат. Действие смотрится приятно, со сменой динамики, в нем есть и дух и дыхание. Прослеживается некоторое желание акцентировать на том, что может быть созвучно с тем, что и сейчас важно, но может это и совпадение. На какое словесное лукавство не пойдёшь, когда ищешь исторические сходства. Посмотреть внятно все и не потерять линии - работа, идти лучше отдохнувшим. Новые лица Фоменко в первой инсценировке-житии. 

Екатерина 02 марта 2022 Первый спектакль, в котором каждый актёр 100% попадает в роль. С тонким юмором, гармонично и увлекательно повествует о проблемах России и в целом - насущных проблемах мыслящих людей в любое время. Отдельно отмечу музыкальную и поэтическую составляющую, созданную Николаем Орловским - браво! Один из тех спектаклей, благодаря которым невозможно не полюбить русскую классику и русский психологический театр.
Алёна 02 марта 2022

Одно из лучших произведений Лескова. Которое ещё и очень актуально звучит сегодня. Фоменки очень нежно и бережно с текстом обошлись, аккуратно разбавив стихами/музыкой, с точки зрения баланса и работы с вниманием зрителя почти идеально. Там один момент — они довольно быстро говорят, а язык не самый привычный современному уху (ну потому что Лесков) — от этого тяжело.