Билеты от Кати
E-mail: katestroeva@gmail.com Оферта Политика конфиденциальности |
|
Присоединяйтесь: |
27 февраля 2024 (вторник)
19:00
Адрес: Набережная Тараса Шевченко, 29 (м. Кутузовская) Сайт: http://fomenko.theatre.ru Льготная цена 1 билета: бесплатно Свободные места Длительность: 3 часа 30 мин Билеты закончились |
По роману Эриха Марии Ремарка "Чёрный обелиск"
Это «история запоздалой молодости» – о человеке, который в ситуации расшатанного мира, несмотря на трудности и нищету старается не терять человеческого обличия; любит, страдает, сомневается и пытается верить… История поиска себя и смысла существования в мире, раздираемом противоречиями эпохи «безвременья».
«1923» в мастерской Петра Фоменко
«Черный обелиск» Ремарка в бережной, но вольной обработке мастерской Фоменко получил числовое название — и 100 лет спустя не утратил остроумия и шарма.
Наши ревущие двадцатые (речь именно о наших 2020-х!) ничуть не легче веймарских.
И опыт 90-х в России вполне дает понять, чем жила Германия времён Союза Спартака и Баварской Советской республики.
С юности неровно дышу к Ремарку (выше была рецензия на оскароносный и не талантливый фильм). (https://t.me/c/1797059317/1507)
Но уже была легким разочарованием постановка «Трёх товарищей» в Современнике (она по всем статьям проигрывает фоменкам).
И на «1923» я очень хотел попасть, но опасался: вдруг это будет как-то слишком обычно?! Или вообще плохо.
В том числе потому, что еще более неровно дышу к Кутеповой.
Но она просто блистательна даже в эпизодической роли Лизы Вацек.
В постановке фоменок не всё однозначно хорошо. Практически все мужские роли — откровенно слабые: Людвиг, Георг, Вилли (играющий зачем-то Дюжева) — попросту не тянут на немецких ветеранов. Не в материале, не чувствуют нерв.
Но зато каковы женские!
Лиза, Женевьева-Изабелла, Герда, Фрицци и Роза — помимо них постановка однозначно удалась в 3 аспектах:
— сценарий и его либретто
— сценография и художественная часть
— режиссура
О режиссуре.
Фоменки превратили трагикомедию Ремарка в ещё более сложный жанр: музыкальную сказку.
Намеренно исключив из неё самую страшную параллель на наше время. Столкновения бывших однополчан сначала в драках, а потом и в перестрелках.
И столкновение поколения молодых ветеранов со штурмовиками из СА и «Стального шлема».
Сам Ремарк провел на фронте относительно немного времени: всего 2 месяца летом 1916-го. Ну или целых 2 месяца. Но увиденного ему хватило на то, чтобы всю жизнь писать антивоенные романы на основе этого опыта.
Некоторым из его персонажей не довелось провести на фронте и нескольких дней.
Карл Фогт убит на Кеммельских высотах.
Мальчик по фамилии Кеммерих умирает в госпитале, и герой Пауля Боймера забирает его летные сапоги для Мюллера, вспоминая, как их провожала плачущая мама Кеммериха, директор гимназии и учитель гимнастики Канторек.
Читать его, конечно, нужно в тетралогии:
1. На Западном фронте без перемен
2. Возвращение
3. Черный обелиск
4. Три товарища
5. Время жить и время умирать (самый слабый и повторяющийся из них всех).
Именно небольшой личный фронтовой опыт дал нацистам повод преследовать «пацифиста и антипатриота», запрещать его книги.
Ремарка же это все, наверное, и спасло. Он уехал из Германии, встречался с Марлен Дитрих и написал ещё много книг о своей жизни.
Оснабрюк, где он родился, стал в постановке Фоменок — Верденбрюком. Словно переброшен незримый мост (brucke – нем.) под Верден.
Основные цвета спектакля: черный, белый, красный (имперские) и — желтый, который в сочетании с черным и красным дает флаг ФРГ. Они тоже неслучайны.
Женевьева — «жёлтый дом» — клиника для душевнобольных.
Ресторан Кноблоха — красный — бордель.
Ну и, понятно, черный — контора Кролей.
Вся история современной Германии в 4 красках (с преобладанием черной и красной, угу).
Герои постоянно выходят из и уходят в угловатые конструкции, напоминающие то ли фахверк, то ли гробы… и в этой сказке попросту не может быть счастливого конца.
Удивительно, конечно, как в русском театре и кино умеют сострадать ЧУЖОМУ горю и опыту:
«Леопольдштадт» в РАМТе.
«Швейк. Вторая мировая» в СТИ.
«Три товарища» в Современнике.
И вот — «1923» в Фоменках.
Нечасто, очень нечасто я хочу и тем более решаюсь кричать в театре «браво!».
В РАМТе на «Душа моя, Павел».
И здесь.