Календарь Площадки Полный перечень мероприятий Зарегистрироваться
/Войти
22 декабря 2018 (суббота)
19:00
"Царь Эдип"
Театр имени Евгения Вахтангова
Адрес: Арбат, 26 (м. Смоленская)
Сайт: http://www.vakhtangov.ru

Льготная цена 1 билета: 300 рублей

Длительность: 1 час 40 мин

Билеты закончились

Режиссёр - Римас Туминас, в главных ролях - Людмила Максакова и Виктор Добронравов.

Лауреат Премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучший спектакль сезона 2016-2017"

Лауреат Премии "Звезда театрала" в номинации "Лучший спектакль. Большая форма", 2017

29 июля 2016 года на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра состоялась премьера спектакля "Царь Эдип" Софокла - совместного проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках программы культурных мероприятий перекрёстного 2016 года России и Греции.

Инициатором совместного проекта стал художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах — Стафис Ливафинос. Он закончил ГИТИС, знает русский театр и стремится к сотрудничеству. Под его руководством проходит ежегодный Фестиваль в Эпидавре под открытым небом с 14-тысячной аудиторией. Лучшие театры Европы стремятся участвовать в этой акции.

Прикосновение к античности — всегда риск. Приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами…

Как реконструировать эту эпоху, одухотворить её, сделать не только понятной, но и наполнить эмоциями, страстями, приблизить к современным зрителям, взволновать их?

Как протянуть руку через вечность и ощутить прикосновение времени? Как сегодня прожить это время?

На протяжении веков античный театр оказывал влияние на драматургов и поэтов, не избежали этой участи Шекспир, Лессинг, Шиллер, Гёте, Пушкин, Байрон, Шелли, Ануй.

А.С. Пушкину принадлежат слова: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности».

В 1946 году режиссёр Е. Гардт поставила «Электру» Софокла на Вахтанговской сцене. Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. Туминас.

По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера и Эдип — яркий пример тому.

Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой. Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный. Где главный мотив — достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь — это искупление преступления через страдания, унижения, немощь. Для Эдипа достоинство — главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки.

Достоинство, так ли часто оно — мерило поступков в наши дни?


Отзывы (8):

Оксана 17 марта 2019

Вахтанговский - лучшая площадка для постановки античных трагедий. Так как могут ставить здесь этот жанр, передавая стилистику, никто не может. Пластика актеров, режиссура, музыкальное оформление - шик! Но есть и свои минусы. 

В Вахтанговский категорически запрещено брать билеты на балкон. Будут давать бесплатно - не соглашайтесь.  Оттуда решительно ничего не видно и не слышно. Просто даром потратите время. Сесть на свободные в партер не разрешают смотрительницы. Пробовала - выгоняют, даже при наличие свободных. Кресла, по крайней мере на балконе, сущий ад! Мое было сломано и в итоге я стояла, но хоть так могла разглядеть, что происходит на сцене. 

Роман 17 марта 2019

Очень мощное и тяжелое произведение. О том как власть развращает человека и от страха он начинает подозревать даже своих самых верных подданных. О несправедливости жизни. О том, что даже если попытаться убежать от судьбы, она все равно рано или поздно тебя настигнет. Нельзя карать людей только за то, что они плохо с тобой обошлись. Это не делает их преступниками в глазах других, когда твои руки по локоть в крови. Чем больше Эдип узнавал о прошлом, тем больше он сомневался, достоин ли трона на самом деле. Но виновен был не только он, но и его мать, которая пыталась убить собственного сына, за что и поплатилась сама. Им было жаль за свои ошибки, но они уже ничего не могли изменить, только принять свою вину и понести наказание за свои поступки. Речи актеров заставляют сопереживать главным героям. Отдельно стоить выделить Виктора Добронравова, великолепная игра. Очень необычно было слушать греческий хор, это предает картине нотку оригинальности. Вообще было видно, что режиссер пытался поставить спектакль, как это делали в древней греции. Декорации сдержанны и минималистичны. Исполинская железная труба на сцене, якобы олицетворяющая рок судьбы, от которого не скрыться. Крылатая дева, похожая на Керу или Гарпию, символ нечистоплотности и предвестница смерти. На фоне скачет хорошо сложенный атлет, сын Эдипа в доспехах, пока герои ведут беседу, что на мой взгляд отвлекает. Довольно странно, что Эдип играет на саксофоне. В те времена таких инструментов просто не существовало, что делает эту деталь абсурдной. В целом спектакль мне понравился. Невероятная вступительная сцена с черными воронами. Великолепное музыкальное оформление и атмосфера. Смелая постановка. Суть античной драмы передана безупречно.

Роман 04 февраля 2019

Неоднозначно,но старшему поколению на удивление понравилось

Наталья 08 октября 2018

Великолепный спектакль! Именно таким должен быть театр.

Прекрасные костюмы, подчеркивающие бессмертность сюжета. Греческий хор - выше всяких похвал. Туминас великолепно поставил спектакль - остро чувствуется и  несправедливость жизни, и ощущение беспомощности, невозможность изменить свою судьбу, и необходимость отвечать за совершенные преступления, о которых ты мог даже не знать. Сценография волшебная. Даже при просмотре спектакля с балкона.

Князев, как всегда, идеален (нет, я не 'старшее поколение').

Есть мелочи и недочеты - но они несущественны.

Не знаю, как и кому этот спектакль мог не понравиться.

Айгуль 08 октября 2018

Я так понимаю, спектакль поставлен в стилистике древнегреческих представлений о театре - актеры играют для зрителя, выражая свои эмоции максимально очевидно - маша руками, принимая картинные позы, варьируя голос. Если я права и в этом и есть задумка, наверное, она удалась. 

Но вообще говоря, происходящее на сцене просто абсурдно. Почти все фразы - если актер не бьется в истерике, конечно, произносятся лицом к зрителю, по сцене суматошно бегает воин в древнегреческих доспехах (красивые ноги), актеры не используют микрофоны и чтобы услышать Иокасту, надо напрячься. Мудрый правитель Эдип создает впечатление самоуверенного губернатора какой-нибудь захудалой области. Пророк смешной, это я оценила. Наверное, именно на нем я поняла, что все не может быть так плохо, и происходящему должно иметься какое-то рациональное объяснение - вероятно, именно так играли (хотя кто знает!) эту трагедию в древней Греции.
Но! Хочу отдельно отметить, что эта историчность соседствует с какой-то ноткой гопника конкретно в Эдипе - он мечется между "я Эдип, весь зал на меня смотрит, вот моя сияющая корона и белые одеяния, и я великолепен" и "э, пророк, сейчас я буду пинать тебя ногами и потом носиться как угорелый по сцене".

Вообще я не берусь говорить за весь спектакль, я ушла в тот момент, когда Иокаста и Эдип собирались звать охранника на очную ставку. Да и судя по балкону, я была единственной ушедшей (хотя парень рядом мирно спал, а семейная пара громко перешептывалась). Но больше я в Вахтангова ни ногой, это уже второй спектакль, с которого я ушла, потому что почувствовала дикую скуку и раздражение от замшелости. Когда выходит актер и прежде чем он заговорит, ему надо похлопать.
Невозможно не сравнивать - этому спектаклю я "не верю", я не чувствую отдачи от актеров, я не хочу быть на их месте. Тот же Эдип в МАМТе - хоть там это и опера, и с оперных певцов спрос по драме меньше, но пробирает по-настоящему - ты видишь, что Эдип мудр, видишь, как его уважают вначале и как с ним скорбят в конце, и горюешь вместе с ним, А тут - ну такое.

Дамир 15 июня 2018

В ролях Виктор Добронравов, Людмила Максакова, Евгений Князев и др. Столь титулованный состав причастных к спектаклю и тема вроде обязывают к чему-то выдающемуся. На деле вышло красиво, символично, задумчиво, но как-то совсем неинтересно и скучно. Не совсем ясна цель обращения к данному произведению, так как нового звучания идеям Софокла не дано. Сценография интересная, красиво задана аллегория судьбы. Играют неплохо (кроме Максаковой), но игра не цепляет. В целом, небезынтересно, но совсем не моё...

Дмитрий 31 мая 2018

Царь Эдип для меня является первым знакомством с театром Вахтангова и он отличный. Здесь действительно чувствуется трагедия, ничтожность человека перед волей богов, невозможности изменения судьбы и нашей слабости. Достаточно сложная задача переносить действия столь древнего произведения на современную сцену и для современного зрителя, но у них это полностью удалось. После просмотра вам гарантированно трагическое состояние и ощущение беспомощества перед богами. Когда я спускался после спектакля, то я услышал, как мужчина сетовал своей жене о том, что просил ее не брать билета на трагедии, но соглашался, что это было сильно. Советую сходить и самим испытать это чувство, чтобы иначе взглянуть на жизнь.

Мария Ю 24 мая 2018

Спасибо большое Кате, ведь именно благодаря ей удалось открыть для себя этот спектакль!
"Царь Эдип" запал в душу настолько глубоко, что хочется обязательно побывать там снова. Чудесная сценография, эта гигантская ржавая труба поразила до глубины души, так что в финале с трудом можно было сдержать эмоции. Прекрасные костюмы, музыка и хор очень органично вписались в действие, хотя появление хора стало неожиданностью.
Виктор Добронравов в образе Эдипа понравился, но из актеров особое впечатление произвел Эльдар Трамов в роли Креонта. Образ, воплощенный им на сцене, почему-то запомнился и понравился больше всех остальных.
Старшему поколению в этом спектакле наверняка понравятся Евгений Князев в роли слепого мудреца Тиресия и Людмила Максакова в роли Иокасты. Мне же в образе Иокасты немного не хватило эмоциональной отдачи. Почему-то не получилось у меня сопереживать и постичь весь драматизм ее участи. Хотя по прошествии недели после спектакля представить кого-то другого в этой роли уже получается с трудом. Вообще выбор актеров немного напомнил спектакль СТИ "Записки покойника", где показана театральная жизнь. Также советую к просмотру, спектакль не оставит равнодушным, как и "Царь Эдип".