Календарь Площадки Полный перечень мероприятий Зарегистрироваться
/Войти
30 июня 2019 (воскресенье)
19:00
"Бал-маскарад"
Большой театр (Историческая сцена)
Адрес: Театральная площадь, 1 (м. Охотный ряд, Театральная)
Сайт: http://www.bolshoi.ru

Льготная цена 1 билета: 1000 рублей

Длительность: 3 часа 10 минут

Билеты закончились

В случае убийства набирайте «Б-М»
(«Бал-маскарад»)*

Три варианта либретто знает «Бал» к настоящему времени и, соответственно, три места действия – Бостон, Неаполь и Стокгольм. Спектакль в Большом выпустила постановочная группа, сплошь состоящая из соотечественников Верди, однако события этой кровавой истории они сосредоточили в Америке, как это и было на премьере оперы в присутствии самого композитора. И стало для них это место действия отправной точкой в «принятии» сценического решения. Давиде Ливерморе, режиссер-постановщик и сценограф, – знаток творчества не только Верди, но и Хичкока, великого мастера американского кино в жанре психологического триллера. Стилистику и саспенс его фильмов – вот что неминуемо должны ощутить зрители нашего «итальянского» спектакля с американским местом действия.

* «В случае убийства набирайте «М» – культовый фильм Альфреда Хичкока (1954).

Давиде Ливерморе: Мы нуждаемся в страстях!

– Меня даже забавляет, что мы решили поставить именно «американскую» версию. Говорить сегодня о том, что власть не есть синоним вседозволенности, что она может знать, что такое этика, и быть способной на прекрасные поступки! Это так анахронично. Как будто речь идет об эпохе ранней римской республики. Но именно потому эта история и представляется мне столь актуальной. Именно потому, что мы живем в мире, в котором все кажется доступным, который дает иллюзию неограниченной свободы, но отбирает уменье и желание любить. А Верди, он – всегда за любовь, даже если она разрушительна, как цунами.

Наш «Бал» состоится в 50-е годы прошлого века и будет выдержан в духе кинематографа той поры. Альфреда Хичкока я выбрал потому, что эстетика его в высшей степени элегантна, а этика достаточно «опасна». Многие его фильмы фактически являются триллерами. И мы тоже рассказываем историю убийства — убийства главного героя его другом из-за женщины. Опасность нашей ситуации состоит в том, что эта женщина, которую любит наш герой и которая сама желает нашего героя, является женой его близкого друга. Фактически это «заход» на темную сторону человеческой души… Но! Никакой крови и насилия! Мы хотим направить внимание зрителя прежде всего в сторону психологической драмы. Именно поэтому эстетика Хичкока способна «визуализировать» партитуру «Бала».

Хичкок четко выстраивает конфликт между человеческой природой, внутренним «я» и правилами поведения согласно заранее предписанным обществом ролям. Мы следуем его принципам, что подчеркнуто уже самой сценографией. На сцене — типичный «дворец власти», яркий и репрезентативный. Он воплощает излюбленный в Америке архитектурный стиль, вдохновленный итальянской классикой, прежде всего Андреа Палладио. Люди, как муха о стекло, бьются, заточенные в пределы этой «структуры», которая в свою очередь почти осязаемо сжимает их самих, подобно чувству долга. В то же время этот стиль соответствует и романтической стороне нашей оперы, поскольку представление о романтическом всегда является частью этикета, которому эти люди привыкли следовать.

Колористика декораций и костюмов (художник по костюмам – Мариана Фракассо – ред.), ограничена тремя цветами – черным и белым (образ черно-белого кино), а также золотым — как атрибутом власти.

И очень важный наш помощник – видеопроекция. Мы воссоздадим игру, которой так увлекался г-н Хичкок: будем предвосхищать и нагнетать опасность, используя световые эффекты, максимальное увеличение, особые ракурсы. Он это делал просто фантастически! Одним из главных образов спектакля станет череп ворона (тот самый, что был воспроизведен на афише «Бала») – «Memento mori!», он призван постоянно напоминать о смерти. Это будет наваждение. Как и полет птиц, который прямо отсылает нашего зрителя к одноименному фильму («Птицы» – ред.). Все эти эффекты, точнее эффектные чудеса стали возможны благодаря участию в нашей работе удивительных мастеров своего дела — компаний Gio Forma и D-wok.

Мне очень важно показать эмоциональное состояние человека, почувствовавшего на своем лице дыхание смерти, тем более что это главный герой оперы, Ричард. Поэтому во время увертюры у нас пойдет пантомима: Ричарду снится ночной кошмар, видение собственного конца. И на последних ее тактах (sic!) прозвучит выстрел. В этот момент наш герой осознает, что кошмар может произойти на самом деле. И все три действия спектакля он живет с этим ощущением, ожидая этого и страшась.

Вообще «Бал-маскарад» — сверхромантическая опера, я считаю ее романтическим центром всей оперной вселенной Верди. Поразительно: происходят вещи сверхъестественные, совершенно невероятные – и в то же время эта история может случиться в реальной жизни и с любым из нас. Все мы в какой-то степени вовлечены в «Бал-маскарад»…


Отзывы (2):

Дамир 10 июля 2019

Большой театр. Джузеппе Верди. Бал-маскарад. 

Эта опера — результат успешного сотрудничества Большого с итальянскими коллегами. После «Альцины» и «Билли Бадда» ожидания были самые высокие, и они оправдались полностью! 

Это невероятно стильная, красивая и гармоничная опера. Почти все три действия — стильный чёрно-белый мрачняк, ослепительный свет появляется лишь на балу в самом конце. Режиссёр выжимает максимум из декораций, света, пространства сцены, актерской игры актёров. 

В наш показ посчастливилось  наслаждаться исполнением Олега Долгова, Игоря Головатенко и Анны Нечаевой. Не будучи экспертом по музыкальной части, скажу, что это было совершенно прекрасно! 

Большой, как всегда, держит марку! Ждём новых совместных спектаклей с лучшими из лучших! А ещё очень хотелось бы снова увидеть «Альцину» 

Роман 04 июля 2019

Опера, рассказывающая о тайном заговоре против губернатора и запретной любви к супруге лучшего друга, послужившей точкой преткновения к началу роковых действий. Он любил, но не запятнал ее честь, а его друг стал жертвой огромного заблуждения, переросшего в кровавую месть. Но смерть все расставила на свои места. 

Эффектное вступление, словно сцена из кинофильма, сразу показывает развязку известной истории, лишь подогревает интерес и делает просмотр еще более захватывающим. 

Для большего драматизма декорации выдержаны в черно-белом нуарном стиле. На вращающейся платформе расположилась прозрачная резиденция, сконструированная в античном стиле, чем-то напоминающая большой театр, которая изменяется в зависимости от места действия. С помощью проекций выполнена визуализация леса и ночной луны, а также воронов из фильма Альфреда Хичкока “Птицы”, как символ угрозы и неотвратимой силы. Эмоции и мысли персонажей дополнительно раскрывают с помощью оживших картин. Все происходит динамично. Действия не затянуты, сменяются достаточно быстро, поэтому совсем не устаешь от происходящего. Перед каждым закрытием штор все герои замирают, словно воспроизведение поставили на паузу. 

Музыка Джузеппе Верди раскрывается в полной красе, поддерживая возрастающее напряжение в повествовании. Постановка богата массовыми действиями и хоровым пением. Голос Отара Джорджикии пробирает до мурашек, такая мощь достойна восхищения и бесконечных аплодисментов. Великолепно смотрелась Светлана Шилова в образе мистической гадалки Ульрики. Дамиана Мицци задорно исполнила заключительную песню в диалоге с Ренато и достоверно передала мужские повадки, играя пажа Оскара. Динара Алиева и Эльчин Азизов блестяще справились со своими ролями. 

В отличие от оригинала действие спектакля было перенесено еще дальше во времени. Из XVIII в 50-е годы XX века. Строгая военная форма в сочетании со светскими маскарадными костюмами. Жилище провидицы преобразилось в таинственный китайский квартал с манящим восточным очарованием. Во время маскарада на сцене появляется полноценный раритетный автомобиль, а оружием восставших служат не кремневые пистолеты, а Маузеры. Заговорщики предстают в масках воронов, олицетворяющих зловещее предзнаменование смерти. Очень грамотное сочетание классической и современной составляющей. Опера поражает обилием мелодий и разнообразием голосов. После просмотра навсегда остается в сердце. Одна из тех, которую хочется смотреть снова и снова.