Календарь Площадки Полный перечень мероприятий Зарегистрироваться
/Войти
5 декабря 2019 (четверг)
19:00
"Один день Ивана Денисовича"
Большой театр (Камерная сцена им. Б.А. Покровского)
Адрес: ул. Никольская, д. 17/1 (м. Охотный ряд)
Сайт:

Льготная цена 1 билета: 250 рублей

Длительность: 2 часа 30 мин

Билеты закончились

«Один день Ивана Денисовича» как драматическая симфония

Мировая премьера была в 2009 г. в Пермском театре оперы и балета. С тех пор опера больше не ставилась, так что это всего лишь ее второй «выход» на публику. А ведь второй выход может быть даже более сложным, чем первый. Особенно, если учесть, что с момента первого прошло почти десять лет, что был он признан в высшей степени удачным, а речь идет о таком редчайшем явлении на музыкальной сцене, как опера по произведению Александра Солженицына.

И то, что постановщик в обоих случаях один и тот же, – Георгий Исаакян, – не облегчает дело. Во-первых, ему нужно повторить, не повторяясь, свой успех. А во-вторых, повториться и не получится: размеры не позволяют, пермская сцена, разумеется, существенно превосходит Камерную сцену им. Покровского.

Предлагаемые сценой обстоятельства лишают зрителя «защищающего» расстояния: в этой постановке преобладают крупные планы, все детали на виду, изначально заложенная в опере кинематографичность обретает самое полное сценическое воплощение (на сей раз Георгий Исаакян работал в тандеме с художником Алексеем Вотяковым). Существование на крупном плане, в двух шагах от «живого» зрителя требует от артистов игры на пределе возможностей. Фальшивить здесь совсем нельзя – имеется в виду не только и не столько вокал, сколько искренность переживаемой эмоции. Лагерная тема – особая, будоражит генетическую память. «Я убежден, что единственный способ сделать выводы из прошлого — это пережить его через искусство», – так мыслит режиссер. Эпическая пермская постановка «подпитывалась» самим городом, давшим ей жизнь, местом, гений которого призревает в том числе и «Пермь-36» — мемориальный «лагерный» музей под открытым небом. Ну а в Москве – в Москве предстоит узнать, какими смыслами прирастет спектакль, показываемый в непосредственной близости от печально знаменитой «Лубянки».

Наш режиссер-постановщик во всей этой истории – особое действующее лицо. Именно ему, тогдашнему руководителю Пермского театра, и внушил гений места идею инициировать написание оперы по этой повести. Он обратился к нескольким композиторам – все отказались: пугала тема. Но однажды в Петербурге случайно столкнулся на улице с Александром Чайковским – и получил не просто согласие, а горячую поддержку единомышленника. Композитор потом рассказывал, что в этой встрече было что-то мистическое, чувствовалась рука судьбы. Будучи студеном консерватории, он зачитывался Солженицым, и не только вышедшим из печати «легальным» «Одним днем», но и теми вещами, что добывались в самиздатовском исполнении и взахлеб читались за ночь. И уже в те времена это документально правдивое искусство прозы ему хотелось перевести на язык музыкального театра. Но тогда это было немыслимо, в том числе и по молодости лет.

Зато юношеская увлеченность Солженицыным сказалась в процессе работы над заказанной оперой. В сценарии нет ни одного слова, которое пришло бы не из повести. А текст ее, «на 99,9 процентов совершенно не измененный», хорошо ложился на музыку. Александр Чайковский считает эту прозу музыкальной, отмечая заложенную в ней поэзию и своеобразный музыкальный ритм. (Что одним из первых отметил в своем письме Солженицыну еще один замечательный писатель, претерпевший от сталинских лагерей, Варлам Шаламов: «Повесть — как стихи — в ней все совершенно, все целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока»).


Отзывы (0):