Билеты от Кати
E-mail: katestroeva@gmail.com Оферта Политика конфиденциальности |
|
Присоединяйтесь: |
18 января 2020 (суббота)
19:00
Адрес: ул. Большая Дмитровка, 17 (м. Чеховская) Сайт: http://stanmus.ru Льготная цена 1 билета: 1500 рублей Длительность: 2 часа Билеты закончились |
В историю танца XX века бельгийка Анна Тереза де Кеерсмакер вошла как создательница так называемых танцевальных концертов. В ее спектаклях музыка, причем наименее приспособленная для танца, – начало начал: она инициирует движение, выстраивает драматургию и определяет характеры.
В «Струнном квартете N°4» на музыку Бартока сцену делят четыре музыканта и четыре танцовщицы, одетые в черные грубые ботинки, свободные блузки и юбки, игриво взлетающие при малейшем прыжке или вращении. Диалог начинает танец: в тишине девушки синхронно повторяют вполноги простые связки, как бы заучивая их. Раскол в гармоничной четверке случится с первыми нотами. С каждой музыкальной сменой, а их пять, меняется и характер движения. Например, банальный повседневный жест – пройтись руками по волосам – может звучать и меланхолично, и агрессивно, и сексуально.
Композиция спектакля «Die Grosse Fuge» четко выстроена в соответствии с бетховенской Большой фугой си-бемоль мажор для струнного квартета: одному голосу, повторяющему заданную тему, соответствует один танцовщик. Каждый не покидает отведенного ему пространства и зубрит хореографическую фразу до тех пор, пока она не теряет смысла, становясь неузнаваемой. Дольше нескольких секунд тело не может продержаться в вертикальном положении и, сгруппировавшись, рушится на пол. Он – единственная точка опоры, других нет. Нет полета, нет и гармонии: конечности, зажатые в строгие костюмы, как в тиски, вылезают в непредсказуемых и неудобных направлениях. Доведя этот дискомфорт до предела – так, что он передается даже зрителю, де Кеерсмакер сбавляет обороты: теперь на пол летят пиджаки, а тело с каждым движением обретает все больше свободы, чтобы в финале вырваться в мощный прыжок.
Последний спектакль вечера – «Просветленная ночь» на музыку одноименного струнного секстета Арнольда Шёнберга. Он сочинил его еще до своего поворота к додекафонии, и это музыка «нахально романтическая», как охарактеризовала ее де Кеерсмакер. Есть у нее и литературный первоисточник – поэма немца Рихарда Демеля о ночной прогулке молодой пары в лесу, во время которой женщина объявляет своему возлюбленному, что ждет ребенка, но не от него. Мужчина, как и требует того романтический жанр, все принимает и прощает.
1. Движения очень простые и зачастую не связанные. Музыка то необходима для танца, то они вовсе танцуют без нее. Выглядит так будто если бы труппе сказали выйти на сцену и импровизировать, а когда показывать станет нечего просто задирать юбку и показывать, что под ней. Моментами платья красиво развиваются в воздухе, но в целом выглядит пошло. Начало максимально долгое и скучное, как и произведение в целом. Местами, казалось, артисты уставали и останавливались, чтобы передохнуть. Все-таки интересно наблюдать, когда музыка и танец составляет единое целое. Возможно танцевать самому это интересно, учитывая радостные лица выступавших, но наблюдать безумно утомительно.
2. Как разъяснили на лекции, второй балет привязывает каждого актера к отдельному музыкальному инструменту, и он следует только его ритму. Однако моментами даже когда играли все четыре инструмента, один из артистов стоял в стороне и ничего не делал. Не похоже, что он слышал тот инструмент, что предназначен ему. Интересно было наблюдать как артисты асинхронно выполняли прыжки друг за другом. Движения сложные, но их связь и смысл все также непонятны.
3. Заключительное выступление из тройчатки балетов характеризовалось как видение режиссера на стихотворение .... Дуэт очень старался передать эмоциональный посыл автора, местами ему даже это удавалось, но все также не хватало глубины. Казалось, артисты кривляются на сцене, исполняя сольные этюды. Вместе получалось гораздо занимательней. Поддержки смотрелись очень опасно и завораживали дух, а акробатические объятия трогали сердце.
Оркестр был на высоте и музыка действительно, единственное что по по-настоящему приносило радость в этот вечер. Декораций не было вовсе, лишь черный фон и яркие лампы прожекторов.
Я бы охарактеризовал выступления таким образом, посредством следующей аналогии: порой люди приходят в картинную галерею и смеются над карикатурной "мазней" современных художников, не представляя для чего это было сделано и почему стоит таких денег. Так вот эти выступления что-то вроде этих непонятных картин. И смотреть или нет, решать только вам.
Золотая маска. Одноактные балеты из Бельгии. Барток / Бетховен / Шёнберг.
По утверждению Анны Терезы де Кеерсмакер, «программа демонстрирует три этапа развития творчества, три способа работы с музыкальной партитурой; в каждом произведении виден какой-то особенный подход».
Если говорить о моих впечатлениях:
1. Барток — чисто женский современный танец с некими балетными вставками, призванный отобразить мир женщины, где-то даже очень удачно. Но само действо вышло пошло и вульгарно воинских смыслах — дело не только и не столько в костюмах, сколько в движениях и общем впечатлении. Музыки катастрофически не хватило, как будто хореографу захотелось показать, какая она молодец и может вообще без музыки...
2) Бетховен — напротив, чисто мужской балет. Чем-то он очень напомнил «Пижамную вечеринку» А. Кайдановского в МАМТ, но, по-моему, последнее мощнее и по идее, и по танцу. Но этот балет уже не вызывал негативных эмоций, произвёл хорошее впечатление от хореографии, показался самым удачным из трёх в тот вечер.
3) Шёнберг — по закону жанра мужское и женское начало должны соединиться. Это соединение вышло красивым, образным, а показанная история любви смотрелась искренне. Здесь бы, напротив, было логично иметь чуть менее консервативные костюмы, но почему бы нам не нет...
В целом, вне всякого сомнения, спасибо Золотой маске за приобщение к европейскому балету — это точно интересно и полезно, но увиденное никакого восторга не вызвало.